Система монетизации сайтов

пятница, 20 января 2012 г.

Секретный Макс. Большое интервью с Легендой Рунета Максимом Пастуховым о первых баксах, криках души и секретах успеха в Интернет-бизнесе

Продолжаю публиковать Интервью с блогерами и известными личностями Рунета. В этот раз допрашиваю Максима Пастухова,производителя баз ключевых слов.



Имя: Максим Пастухов
Возраст: 32 года
Семейное положение: женат
Дети: дочка
Место проживания: Интернет, Севастополь
Статус в Сети: Легенда
Личный блог: maxpastukhov.com





- Максим, ты с одной стороны известный человек, а с другой практически нет, кроме общих данных о тебе мало что известно. Какое, к примеру, у тебя образование?
- Информационные системы, высшее, краснодипломно-практически-неоконченное :)
Тут вообще история веселая была: я курса с четвертого увлекся программированием Не в теории, а просто сидел, и кодил интересные мне вещи. Ну и на учебу как-то “подзабил”.
В итоге меня в середине пятого (!) курса подают на отчисление. То есть я реально года полтора “забивал” на все. Выезжал на старой репутации - был отличником до этого.
Ну, что делать - перевелся на заочку, устроился работать в брачное агентство вебмастером - по тем временам нереальнаякруть. Единственная, по сути, работа в Интернет в городе. Тогда и каналы-то по 64 килобита роскошью считались.
Женился сразу. Ну и стал постепенно “хвосты зализывать”. В итоге сдал все, и таки дали мне мой красный диплом :) На полном серьезе - чувак, которого отчислили, окончил с красным дипломом :)

- Как давно и каким образом ты заработал свои первые 100 баксов в Интернете.
- На работе вебмастером в международном брачном агенстве. Зарплата у меня тогда, в 2001 году, была аж 125 долларов в месяц :) Но по тем “голодным” временам этого хватало даже на “пиво попить”, даже с женой.
А если именно “свои” деньги, то на продаже шаблонов для сайтов. Я, когда идеей своего продукта загорелся, стал экспериментировать. Сначала поучаствовал аффилиейтом в AllPosters.com - впустую, зато “почувствовал” адворды. Потом - мега-идея с карикатурами по фотографии. Тоже не пошло.
Но в процессе подготовки ко всему этому я по ходу купил набор шаблонов на BoxedArt. И подумал - ну если я купил, то значит, это кому-то еще нужно. Заказал на ScriptLance набор из 20 шаблонов, объявился индус с пачкой шаблонов уже готовых. Купил их за $200, сделал одностраничный сайт, и запустил адвордовую рекламу.
Цену комплекта поставил то ли $29, то ли $39, не помню уже.
Уже через пару дней оптимизации появился первый клиент. Еще поулучшал сайт - еще клиенты. И вышел в итоге на уровень чистой прибыли примерно в $1,200 в месяц - по тем временам нерально круто. Я тогда аутсорсером $600 в месяц имел, и это были ОЧЕНЬ хорошие деньги для моего города.
А потом ко мне пришло DMCA из TemplateMonster и оказалось, что шаблоны - спижженные. И закрылся мой бизнес. Индуса этого забанили на скриптлансе, но я по дурости за него вступился - он обещал новые, не менее крутые шаблоны, сделать. Ну в итоге прислал полное Г. И деньги не вернул, и с партизанами нехорошо получилось :)

- Сколько времени тебе понадобилось, чтобы выйти на уровень дохода с помощью Интернета в 700 долларов в месяц? Какой основной вид заработка был в то время?
- Вот продажа шаблонов и было тем бизнесом.
Следующим с подобным доходом была продажа программы для исследования ключевых слов - я ее тоже за $29 продавал и тоже буквально за несколько дней вышел на уровень чистого дохода примерно в $1,000-$2,000 - рынок практически пустой был. А потом хакеры ее ломанули - она реально прикольная была, единственная на рынке, которая давала цены по адвордам в то время.
И за счет быстрого распространения софта - а это нагрузка на чужие апи - все онлайновые инструменты позакрывали свои публичные API или ужесточили их. Так что опять лавочка нагнулась.
Ну а потом уже со мной ребята из Сингапура связались, и с их партнерством мы “допилили” проект и там уже продажи - просто песня были. Они нашли хорошую нишу в буржунете, так что первая же неделя продаж принесла около $70,000 продаж. Ну и мне за вычетом всех расходов досталось около $12,000 - я их потратил на эксперименты в бизнесе. По тем временам - стоимость половины трехкомнатной квартиры.

- Что послужило толчком для создания базы ключевых слов Пастухова и когда вышел первый релиз?
- Ну с теми ребятами я продолжил сотрудничество, но была у меня одна мечта всей жизни - сделать идеальное рабочее место интернет-маркетолога. Начал с малого - контору по оптимизации адвордов открыл. Но, поскольку опыта мало было, поставил слишком маленькие цены на услуги. Под потребности конторы мы базу-то собрали, но контору пришлось закрыть. Так и ушли мои полтрехкомнатнойквартиры в страну Мальборо :)
А базу мы по тем же клиентам, которые покупали инструмент для исследования ключевых слов, прогнали - получилось хорошо, они оценили. Так и стал с тех пор я с нее жить.

- Если не секрет, сколько времени ты продал и подарил копий баз и сколько на этом заработал?
- Секрет. Скажу лишь, что в чистой прибыли я заработал столько же, сколько если бы я работал по своей специальности и хобби (C#-программист) на oDesk. Но у меня никогда, по большому счету, и не стояло цели заработать “большие” деньги. Сознательно - да, ставил себе большие цели и планы. Но подсознание все равно “утаскивало” меня в исследования и эксперименты.
Мне процесс нравится, а не результат :)

- А есть цель заработка какой-либо конкретной суммы?
- Нет. Я в бизнесе - не ради денег. Мне нравится делать продукты, исследовать что-то новое. Для меня деньги = время, которое я могу потратить на свои интересные проекты. Раньше, пока деньгами еще “не наелся” - да, была цель в $1,000,000. А потом как-то сама собой рассосалась.
Не в деньгах счастье, а в счастье :) И самый простой способ получить счастье - спорт. На полном серьезе. Очень рекомендую.

- Скажи честно, твои базы – это, по сути, компиляция данных различных сервисов, плюс оболочка, сколько в их стоимости лежит, реального труда, а сколько бизнес-понтов (маркетинг, реклама, бухгалтерия и т.п.)?
- До хера. Опять же секрет.

- Сколько программистов трудится над твоими базами и какой у них режим: удаленный или в офисе?
- По разному. Когда-то и 5 человек работало, когда-то - и я один. Сейчас - трое. Я - и мой старый партнер по бизнесу со своим помощником. Они удаленно сидят, у них еще свой бизнес есть, помимо баз. Базы так - “приятный бонус”.

- А лично легенда работает в офисе или на дому? Какие функции ты на себя берешь, кроме как деньги делить?
- У меня свой очень приятный офис - большая однокомнатная квартира с хорошим видом на море. Почему не в бизнес-центре - да был я уже там, “наелся”. В офисе у меня и туалет нормальный, и душ, и спортзал, и телевизор большой, и не мешает никто. И хожу я там в шортах, футболке и тапочках, как дома - реально приятно и не напрягает. Особенно летом.
Что делаю в бизнесе? Ну, по сути, я и швец, и жнец, и на дуде игрец. Делаю практически все. Есть еще один из старых хороших знакомых, который мне помогает в общении с клиентами и блоггерами - вот этой работы реально немеряно.
Бизнес - это отражение конкретного человека. Я никогда не отдам контроль над важными его частями вроде маркетинга или девелопмента. Поэтому и приходится делать много всего понемногу.

- У тебя базы на почти двух десятков языках. Работаешь ли ты с иностранными партнерами, и какие базы кроме русского и английского наиболее востребованными?
- К сожалению, тоже секрет.


- Представители каких стран (кроме СНГ) являются самыми частыми покупателями?
- Какую-то конкретную статистику мы не ведем. Но мне кажется, что Европа, США. Да всех понемногу.

- Наверняка ты пасешь ситуацию на рынке, есть ли у тебя конкуренты на русскоязычном рынке и на Западе? Как ты оцениваешь конкурентов?
- Конечно есть. Хорошо оцениваю - молодцы. Многие из них далеко вперед меня ушли, пока я некоторое время расслаблялся. Так что теперь иногда приходится не лидером быть, а очень даже догонять :)

- Если твои базы так хороши, то не думал ли сосредоточить усилия на буржуйском СЕО-рынке? Сколько втвоей ниши можно на этом зарабатывать в год, продавая базы буружям? Они им вообще нужны?
- Тут больше вопрос не денег, а клиентской базы. Я долгое время метался. Не знал, кто мне больше по душе - рунет, или буржунет. Пробовал и там, и там. Пока не знаю, не решил. Пробую что-то в рунете пока, а там - посмотрим.
Буржунет ведь очень сильно отличается. Это уже зрелый рынок.

- Твои базы рассчитаны на продвинутых пользователей, а можешь ли кратко для начинающих объяснить, как и почему твои базы помогают людям реально зарабатывать деньги в Интернете?
- Зависит от того, чем занимаешься. В некоторых областях - реально помогает. В некоторых - просто интересно посмотреть. Хотя бы для того, что понимать, откуда у твоего трафика “ноги растут”.
Я ведь изначально бизнес не от клиентской базы вел, а от продукта. Поэтому у меня сейчас идет пересечение нескольких клиентских баз. У каждой - свои потребности, свои деньги.
Какой-то инструкции “для всех” я дать не смогу. Это лучше к конкретным экспертам: дорвейщикам, PPC-шникам, маркетологам и прочим.

- Как ты относишься к тому, что на твоих базах зарабатывают прогонщики, т.е. те кто купил базы, оказывает услуги по подбору кеев? Не думал ли ты создать подобный онлайн-сервис? Скажем так?  услуга от производителя?
- Нормально отношусь - ловлю и бью ногами :)
А если серьезно, то очень негативно. Когда вижу - стараюсь “прикрыть лавочку”. Это Рунет, здесь об авторском праве достаточно “размытые” понятия.
А онлайновый сервис - зачем? Их и так дохера. К тому же не всем нравится идея помесячной оплаты. А так ты один раз купил - и всегда рядом огромный источник кеев. И платить каждый месяц ничего не надо.

- Твои базы хороши, но вот такой момент – они офигенно здоровые – десятки гигабайт в распакованном виде. Не появится ли возможности чуть уменьшить объемы?
- Думаем над этим. Посмотрим, что получится. Прогнозов не даю :)

- В чем ты считаешь залог успеха твоего Интернет-бизнеса?
- Первое, конечно, внимание к деталям, к мелочам. Я могу несколько дней подряд непрерывно оптимизировать какую-то одну вещь и смотреть на результат. Важную, понятно. В неважных вещах это бы давно “убило” мой бизнес.
Допустим, сейчас у баз - уже где-то седьмая версия оболочки. Уже на другом языке программирования, с синхронизацией между компьютерами, реально быстрая, позволяет просматривать и работать с большими объемами данных и т.д.
Но успех пришел только тогда, когда я переборол страх. Не лень, а именно страх удерживал долгое время меня от активного развития бизнеса.

- Ты подходишь к возрасту Христа и выступаешь в разных ипостасях. У тебя в блоге есть замечательный пост «Самоучитель бизнеса», с чего это ради, ты как бизнес-гуру стал выступать? Или это опыт, сын ошибок трудных?
- Блог затевался из-за недостатка общения. Как “крик души”. Общения я уже получил выше крыши - искреннее спасибо всем, кто читает мой блог.
А теперь уже стало интересно поэкспериментировать и посмотреть, что из этого получится. В бизнесе-то ведь планы вообще ничего не значат. Бизнес - это действия, и их последствия, а не планы. Вот я сейчас развиваю блог - это действие. А к чему это должно было бы привести - это план, чушь. К чему это реально приведет - посмотрим, сам пока не знаю.
Просто нравится, и все. Чувствую перспективу.

- Ты очень предприимчив, не планируешь расширить свой самоучитель бизнеса, дополнить и сделать какой-нибудь инфо-диск и продавать. Ведь сейчас есть спрос на такие книги и диски. Но никто из практиков подобный продукт не выпускал. Стань вторым Кийосаки грубо говоря, хоть и в меньшем масштабе. Я думаю, что такие диски бы покупали и партнеры еще бы зарабатывали…
- Посмотрим. Уже какие-то идеи есть, но в более “адекватной”, “мягкой” форме. Но это опять же просто идеи. Посмотрим, что со временем из текущих действий получится.

- Среди читателей моего блога значительная часть - представители Украины. Поэтому будет интересна твоя оценка развитию Интернет-бизнеса и в Украине, и в России. У какой страны какие более сильные стороны?
- Конечно, у России. Там деньги, уровень жизни населения выше. Разница в населении - в 3 раза, разница в доходах - в 2. Уже разница в объеме бизнеса в 6 раз, и это только “по среднему”. А для бизнеса доход в $10,000 или в $60,000 - почувствуйте разницу, как говорится. И это только по среднему. Если еще учесть Москву, то у нас вообще все печально.
Деньги в украинском сегменте появятся вслед за деньгами потребителей. А вот это уже вопрос к населению, а не к предпринимателям. Шансы есть, но у России очень большая “фора” в виде высоких цен на сырье.
Мне кажется, удел украинских предпринимателей - обслуживать потребности клиентов других стран. Как бы это непатриотично не звучало бы. Если, конечно, вопрос именно в экономической целесообразности. Мы это примерно и видим на практике.

- Сколько денег ты планируешь заработать в течение 5 лет?
А мне все равно. На полном серьезе. Я вообще планов дальше сегодняшнего вечера не ставлю. Завтра будет новый день, а значит новые задачи, проблемы и прочее.
Я в бизнесе - не ради денег. Мне интересно.
“Планы” в виде абстрактных идей есть, но они опять же не в деньгах выражаются. А сделать сервис какой-нибудь интересный. Что-нибудь востребованное. Но не ради денег, а ради драйва.

- На твой взгляд, для кого есть ли сейчас смысл менять офисную стабильную работу на одиночное плавание в кибепространстве?
- От целей зависит. В моем случае я поменял офисную стабильную работу на аутсорс по независящим от меня причинам - ребенок должен был скоро родиться, а в Москве, где я к тому времени работал программистом, в одиночку бы я не справился. Так что вернулся обратно в родной город, стал фрилансером.
А когда и фрилансерство серьезно забодало, вот тогда я уже и продукт свой сделал. Но у меня цель была - свобода, а не деньги. Если по деньгам - то я, наверное, примерно столько же и заработал бы даже в офисе.
Так что каждый должен из своих, личных целей исходить, а не из сферической целесообразности в вакууме. Сердце подскажет, что делать.

- На каких направлениях заработка ты бы посоветовал новичкам обратить внимание?
b2b. Сначала - услуги, потом - продукт. Самый легкий и интересный путь. По крайней мере, он мне понравился :)

- Сейчас социальные сети наступают ни по дням, а по часам, как твоя фирма реагирует на этот вызов современности?
Ну вот собрались на днях осваивать. Посмотрим, что получится :)

- Если сравнивать, что сегодня эффективнее для Интернет-бизнеса: продвижение в социальных сетях, поисковое продвижение или Интернет-реклама?
Абстрактно, без конкретного бизнеса - хз. Я не люблю теоретизировать.

- Ты недавно завел личный блог? Это для пиара и продвижения бренда «Макс Пастухов» или же потребность показать себя с точки зрения писателя, человека, а не только технаря?
- Общения не хватало. Уже получил, спасибо всем :) Теперь уже экспериментирую и смотрю, что из этого выйдет.

- Кем работает твоя супруга?
- Менеджером по домашнему хозяйству :)
А если серьезно, то иногда ее “пробивает” на какие-нибудь онлайновые начинания, но не всегда это оказывается тем, как это представлялось изначально.Сейчас мы вот второго ребенка ждем, так что бизнес - на втором плане :)

- Хотел бы, чтобы профессиональное будущее твоей дочери было тоже связано с Интернетом?
- Это ее решение должно быть. По факту, мне все равно. Желание “воспитать свою смену” у меня уже уступило здравому взгляду на жизнь с учетом реальности. Моя дочь - личность, у нее могут быть и должны быть свои интересы. Лучшее, что я смогу для нее сделать - показать это своим примером. А дальше уже ей решать - нравится ей это, или нет.

- Поскольку ты легенда, всем интересно: в каких жилищных условиях ты живешь, машина какой марки в семье?
Пока я еще не знаю “градуса адекватности” рунетовской аудитории, поэтому просто воздержусь от ответа. Все хорошо, все новое :) Может, со временем стану более откровенным в этой части своей жизни.

- Сколько часов в сутки ты работаешь?
Практически непрерывно. От “подъема” в 7.50 и до “отбоя” где-то в 00.00-00.30.
Но это не “работа”, это мое хобби. Мне нравится то, чем я занимаюсь.

- Как ты поддерживаешь физическую форму, есть ли специальные упражнения, диета?
- 3-4 раза в неделю - спортзал в офисе. Жим с груди, бицепс, плечи, трицепс. То, что влияет на фигуру сильнее всего.
3 раза в неделю - бокс, но больше в качестве “хобби”. Серьезных боев сторонюсь - возраст уже не тот, чтобы сотрясение мозга получить “запростотак”. Когда лениво - заменяю бокс эллиптическим тренажером.
Иногда - пресс, но это реально лениво. Поэтому “пузо” у меня-таки есть, хотя и не “выдающееся”.

- Какие книги ты бы рекомендовал прочесть тем, кто только начинает зарабатывать в Интернете?
- Айн Рэнд “Атлант расправил плечи” - самая сильная из тех книг, которые я прочитал за свою жизнь. Философия бизнеса в литературной форме. Обещаю - в некоторых местах будет много эмоций, поскольку будешь узнавать себя и других в жизни и бизнесе.
И все, что относится с социальной психологии. Для того, чтобы работать с клиентами, их нужно понимать. А “клиент” - это, в первую очередь, живой человек.
* * *
Такое вот интервью получилось большое. Честно говоря это малая часть того, что я хотел спросить. У Макса в блоге море потрясающе полезных вещей практического назначения. Взять к примеру этот "Самоучитель по написанию сейлз-леттера (продающих писем)". И так весь блог конкретные вещи от конкретного человека. В общем изучаем успешный опыт и врубаем свой бизнес в Интернете. Неважно на чем вы специализируетесь, главное, что чтобы вы дейстовали правильно и успех придет. Ведь аудитория Интернета растет с каждым днем и каждому будет кусок пирога.

12 коммент.:

отлично! искренно. спасибо)

Спасибо за пост-интервью! Очень интересно и приятно.

Реально очень интересное и познавательное интервью. Огромное спасибо.

Сам испытываю похожую проблему "страха" перед общением с клиентами.

Конечно заработав столько денег я бы тоже кричал, что день не главное, главное идея...тьфу)

Полностью согласен с высказыванием о том, что спорт - это счастье. Причем испытать его можно прямо здесь и сейчас, и совершенно бесплатно.

Есть, чему поучиться. Спасибо за интервью.

Отличное интервью. Приятно было читать.

я его представлял эдаким худощевым с длинными волосами, а он вполне себе упитанный и крепкий ))

Жаль кончено, что он оказался не такой уж легендой) Спасибо за интересное интервью

На главной странице неверно выставлены параметры фотки - перепутаны размеры по вертикали и горизонтали. А так - интересное интервью

Спасибо за интервью! Очень познавательно.
С уважением, Вадим.

Очень информативно!