понедельник, 28 января 2008 г.

Интернет-магазин как создать и добиться успеха. Начало

Бизнес завтрашнего дня начинается сегодня
(журнал Современный предприниматель, 2007 г. Автор - ваш почтенный слуга)

Интернет завоевывает Россию, и все больше предпринимателей поглядывают в сторону виртуального бизнеса. Кажется, что совсем скоро Интернет-магазины будут конкурировать с реальными. Но как в виртуальном мире зарабатываются деньги, откуда приходят реальные покупатели, многие предприниматели даже не представляют.


Основной бизнес или приличное дополнение?
Открыть собственный интернет-магазин – заманчивая перспектива. Но сперва определитесь, будет ли это отдельным направлением вашего бизнеса или дополнительным приработком. Рынок электронной коммерции очень жесткий и не сулит быстрой окупаемости. К примеру, один из успешных интернет-магазинов России, Ozon.ru начал приносить прибыль после первых пяти лет своего существования. По признанию руководителя данного проекта создание аналога Ozon.ru сегодня будет стоить минимум 50 млн. долларов. В основных нишах уже определились крупные игроки, с которыми тяжело будет тягаться.
Ежегодно открываются тысячи интернет-магазинов – от небольших, число ежедневных продаж, которых не превышает десятка в день и до серьезных, обрабатывают сотни заказов в сутки. Значительная часть из них потом закрываются, переходят из рук в руки или превращаются в торговую площадку, дополняющую розничную и оптовую торговлю компаний.
Многие предприниматели открывают интернет-магазины в качестве долгосрочных проектов. Работа на перспективу оправдана. Во-первых, растет и аудитория рунета, и меняется менталитет пользователей. Во-вторых, специфика продвижения сайтов, такова, что чем дольше ты их продвигаешь, тем прочнее становятся твои позиции – растут индексы цитируемости, увеличивается число подписчиков рассылок, поисковики ставят выше сайт и т.д.
Создание интернет-магазина оправдано, если у вашей компании есть собственный сайт, пользующийся популярностью у посетителей. Вы просто используете существующий потенциал и отрабатываете новые модели бизнеса. Итернет-магазин будет привлекать дополнительных посетителей на ваш сайт, увеличивая число лояльных к вашей компании потенциальных клиентов.
Торговая интернет-площадка открывает новые возможности и по привлечению новых, в т.ч. региональных партнеров. Это могут быть огромные монстры типа того же Ozon.ru - вы им будете интересны, если предложите уникальный ассортимент. Они на своем портале представляют вашу продукцию и берут на себя многие головные боли по оформлению заказов, доставки.
Партнерами могут быть небольшие компании из регионов, специализирующиеся на сотрудничестве с интернет-магазинами различной тематики. Интерес как правило у подобных компаний двойной – с одной стороны ваши товары представлены в их интернет-магазине, имеющем привязку к конкретному региону, следовательно большую популярность, а с другой – партнеры решают вопрос доставки клиентам по месту.

Кому продавать?
Сидя в удобном офисе вам может показаться, что вся Россия скоро - точно так же как и вы подсядет на Интернет, а обычные магазины прикажут долго жить. Увы и ах – это всего лишь иллюзии. Подобные чувства питали в канун 2000 года аналитики Нью-йоркской фондовой биржи, когда курсы акций интернет-компаний взлетели до небес. Но потом настало отрезвление фактами. 
Несмотря на бурный рост (25% в год) на онлайновые продажи в США приходится не более 6 % от общего объема розничной торговли товарами и услугами, не считая приобретения туристических путевок. Правда, эти 6% для России выглядят впечатляюще - 220 млрд. долларов. Впечатляюще выглядит и число активных пользователей – в США по оценкам Исследовательской компании comScore Networks к услугам интернета хотя бы раз в неделю прибегают почти 153 500 000 человек.
В России он-лайн продажи составляют десятые доли проценты от общей розницы. А недельная аудитория России почти 18 с половиною миллионов пользователей. Зато российская аудитория растет почти самыми стремительными темпами (свыше 20% в год), уступая только Индии.
Самыми перспективными для Интернет-торговли являются Москва и Санкт-Петербург, и в какой-то мере города-миллионники. Расчет прост – работа электронного магазина становится рентабельной, когда недельная интернет-аудитория данного региона превышает 10% от количества всего населения. На обе столицы приходится почти четверть (23%) пользователей рунета или четыре с четвертью миллиона человек.

Что продавать?
Лучше всего в России продается то, что связно с информацией: книги, печатная продукция, DVD, музыка, контент для сотовых телефонов, электронные книги. Далее идет электроника и оптика – компьютеры, комплектующие, мобильные телефоны цифровая техника. Приличными темпами развивается торговля цифровыми фотоаппаратами и аксессуарами. Перспективными являются товары для маленьких детей и их мам, автозапчасти, продукция для поддержания и восстановления здоровья (БАДы, малогабаритные тренажеры, ортопедические товары).
Хиты продаж обладают одним общим свойством – клиент четко представляет характеристики товара и ему не обязательно щупать товар, пробовать на зуб. Достаточно характеристик приводимых продавом, например «тренажер Фролова» или фильтр масляный «MANN» на ВАЗ-2110 фирмы - все ясно и понятно. Другое дело продукты, ткани и т.д. Подобные категории на российском рынке успеха не имеют.
Отдельным направлением является продажа билетов и туристических путевок через интернет. Продаются билеты не только на все виды транспорта, но также и в кино, театры, концерты.
Клиентами интернет-магазинов движут следующие факторы: экономия времени, экономия денег, уникальность товара. Для Москвы и Санкт-Петербурга первые два стали решающими. Аренда торговых площадей в столицах непомерна и поэтому за счет меньших накладных расходов цены в интернет-магазинах как правило ниже, а курьерская служба избавляет от лишних затрат времени на шопинг. Для регионов большую роль играет уникальность товара и отчасти цена. Цена доставки в регион может значительно увеличить цену товара.

(продолжение следует)

3 коммент.:

> создание аналога Ozon.ru сегодня будет стоить минимум 50 млн. долларов.

Улыбнуло. Эпатаж - альфа и омега бренд-плейсмента.

Эпатаж... Понты те же деньги...

Вообще если деньги есть и есть идеи то стоит вкладывать их в интернет проекты, очень быстро уж развивается данная сфера!
Алекс