Не важно кто изобрел, главное кто запатентовал
Если Вы мечтаете прожить жизнь, потягивая дайкири у собственного бассейна, не обязательно учиться ездить на «стрелки», скупать правительство на корню и париться в баньке с антиобщественными субъектами. Иногда достаточно с умом расставить слова и выйти с заявкой в патентное бюро.
Именно так поступил Джордж Болдуин Селден (1846-1932), юрист из г. Рочестер, штат Мичиган. В конце 70-х гг. XIX века он заявил об изобретении «уличного локомотива». Если верить Селдену, он задумал самодвижущийся экипаж ещё во времена Гражданской войны в США, но в реальную конструкцию свой замысел так и не воплотил. Возможно поэтому, подав первую заявку на патент аж в 1877 г., он смог получить последний только спустя восемнадцать лет в 1895 г., когда каждый мог убедиться в том, что такие игрушки действительно ездят. Однако он отлично поднаторел в законах и его последняя заявка оказалась сформулирована настолько филигранно, что под нее подходил практически любой автомобиль.
Селден запатентовал конструкцию авто, как таковую, с описанием общей компоновки и принципов действия: в патенте за № 549.160 в частности, значилось, что изобретен «безлошадный экипаж, с легкими колесами и багажником, легкий в управление и производящий достаточно энергии для своего передвижения».
Последствия были фантастическими. В 1903 г. по итогам процесса суд не только заставил одну компанию заплатить Селдену плату за патент, но и обязал автопроизводителей создать ассоциацию, чтобы регулировать использование патента. Члены созданной вскоре «Ассоциации лицензированных автопроизводителей» (Association of Licensed Automobile Manufacturers - ALAM) приобрели патент у Селдена и должны были отчислять его обладателю 1,25% выручки с каждой продажи автомобиля, включая импорт. Никакого «автомобиля Селдена» по-прежнему не существовало, зато старость законника была явно обеспечена.
Занятно, что автопроизводители смирились с этим узаконенным безобразием. Сдается, что это объединение «рабов» Селдена в некую общность давало им возможность вместе давить «новичков», шантажировать патентом, судить, разводить... В конце концов, роялти все равно перекладывалось на покупателей, зато патент Селдена давал возможность избранным «рулить» быстро растущей отраслью. Достаточно сказать, что будущее и судьбоносной модели Т, и конвейера и империи Форда зависело от исхода «дела Селдена». И именно ассоциация ALAM, а не сам Селден, обрушилась на Генри Форда, когда он отказался платить. Последний никаких патентов не приобретал, благо ещё в начале 90-х гг. XIX века сам строил более или менее рабочие экземпляры авто.
Через месяц после создания Ford Motor Company суд потребовал от Форда или присоединиться к ALAM или отказаться от выпуска автомобилей.
Активы «селденцев», действовавших с напором классического штатовского треста, оценивались тогда в десятки миллионов долларов, а Форд «весил» $35 тыс. Но в США уже набирало силу антитрестовское движение.
Последовало восемь лет судов, но Форд не отступал. Противостояние переросло в пиар-кампанию с пламенными прокламациями, в которой монополия грозила пользователям нелицензионных автомобилей судебным преследованием, а Форд обещал им защиту, упирая на то, что повозка Селдена никогда не существовала, а сам он построил авто первым в Детройте и третьим в США. И вообще «мы всегда побеждаем» резюмировал Генри.Диктатура Селдена была свергнута лишь в 1911 году за год до истечения действия патента и только хитростью юристов.
Суд предложил построить автомобиль в соответствии с патентом, что и было сделано. К чести изобретателя машина работала, но ее конструкция сильно отличалась от того, что делали в Детройте. В отличии от авто Форда и прочих, у Селдена двигатель поворачивался вместе с передней осью, на которой был размещен. Суд Нью-Йорка отменил рабство, а экипаж Селдена отправился в музей Института Стивенса в США. Правда, некоторую силу патент Селдена сохранял до истечения столетнего срока, а уж шлейф славы одного из праотцов автомобиля тянется за американцем до сих пор. Подсчитано, что около четырехсот персон претендовали или могли бы претендовать на право «первой ночи» с авто, а костерок изобретательских легенд поддерживается национальными амбициями разных стран. К тому же с патентами действительно вышло много путаницы. Даже признанные изобретатели авто Даймлер и Бенц умудрились получить патент на сходные изобретения каждый просто потому что патентные поверенные из соседних германских городов не ведали, что делает сосед.
Кстати, умельцы из НАМИ недавно предприняли попытку запатентовать в виргинском оффшоре одну из конструкций коробки передач для грузовиков и заставить импортеров платить им комиссию.
Чем дело кончится, неизвестно. Конечно, патентному праву пока далеко до авторского, которое имеет все шансы стать вечным благодаря успешному лоббированию законов со стороны группы стареющих поп-див. И все же: патент на изобретение действует в России в течение двадцати лет, на промышленный образец - 10 лет, свидетельство на полезную модель - 5 лет.
0 коммент.:
Отправить комментарий