Через десять дней, 1 июня стартует мой марафон «Заработать миллион в Интернете за семь месяцев». Естественно я нему готовлюсь достаточно серьезно и думаю реализовать несколько проектов. Ряд из них могут принести и гораздо больший результат, а ряд обычные, надежные и проверенные. Один из них – «Фабрика блогов». Об этом проекте я расскажу подробнее, отмечу лишь то, что его цель – добиться заработка с блогов в размере 2500 рублей в сутки.
Но вернусь к моему курсу «Копирайтинг – уроки ремесла», суть которого в том, чтобы помочь людям научиться писать, помочь им решать проблемы в написании текстов, даже если они и не собираются зарабтывать написанием текстов. Одной из проблем начинающих копирайтеров, журналистов является перфекционизм, то есть стремление довести все до совершенства. Поясню на конкретных примерах, что такое перфекционизм, чем он опасен, и как от него избавиться. Для той «Фабрики блогов» мне понадобились копирайтеры, которые смогут вести блоги. Работают у нас в контроке и штатные копирайтеры. Работаем и с фрилансерами. Был у меня и опыт главным редактором издания, а также руководства избирательными кампаниями. Естественно, в жизни мне очень много приходилось общаться и работать с начинающими журналистами и копирайтерами. Часть из них страдала излишней самоуверенностью, а другая перфекционизмом.
Перфекционизм в копирайтерском и литературном мастерстве означает то, что человек пытается выдать как ему кажется идеальный текст и начинает совершать ошибки.
Перфекционизм в копирайтинге я классифицирую следующим образом:
- Попытка слишком глубоко копнуть. Копирайтер тратит уйму времени на изучение темы, но в результате получается средний текст. Человек не понимает, что заказчику не нужно научное исследование, а требуется человечески понятный текст, уникальный с точки зрения поисковых систем. В итоге сроки проваливаются.
- Попытка написать изысканное произведение с точки зрения языка. Перфекционисту кажется, что без метафор и крылатых выражений текст будет пресным. В результате зачастую копирайтер не только убивает впустую время, но и теряет логику текста.
- Боязнь показаться неквалифицированным. Это не тоже самое, что попытка глубоко копнуть. Это именно боязнь. Копирайтер просто боится и впадает в ступор. В итоге над легким рерайтом в 2 тысячи знаков новичок бьется в течение дня.
- Излишнее морализирование и выпячивание своего «Я». Иногда копирайтеру кажется, что недостаточно написать нейтральный текст и он начинает морализировать, высказывать свои политические, нравственные и духовные взгляды. При этом он может возбудиться внутренне и наломать дров. Ребята помните! Никто нас не спрашивает, верим мы Путину или нет! Хорош аборт или плох. Мы зарабатываем тем, что пишем тексты понятные для людей и индексируемые поисковиками. Пока у тебя нет имени, свои взгляды и свое «Я» оставь при себе. Пока ты не на что не влияешь, ты никому не интересен. Хотя встречаются и исключения и явные гении. Но очень редко.
Попытка продемонстрировать новый подход к проблеме или в описании темы. Некоторые не только стараются придать тексту изысканную форму, но и изысканный смысл и пытаются продемонстрировать новый подход и свой революционный взгляд. Неважно про что текст – про пластиковые окна или про вождение автомобиля. Очень часто причиною становится неадекватный первоисточник, который противоречит общепринятым взглядам. Копирайтер прочитал занятную статью-миф и уже шпарит на полном серьезе. Например, про то, что дома, которые строят по канадской технологии (каркасные дома) очень теплые и подходят для любых климатических условиях. Один баран это написал, а другие множат. Стандартные каркасные дома с утеплением из минеральной ваты никуда не годятся в сыром климате. Теплоизолятор быстро теряет свои свойства под воздействием океанического климата.
Причин возникновения перфекционизма множество. Я их тоже классифицировал:
Психология ведомого. Закладывается с детства у младших братьев, у единственных детей и т.п. Когда их окружают заботой и им кажется, что они хуже, чем окружающие умеют что-то делать. В итоге, когда берутся за дело, пытаются сделать идеально, чтобы никто их не поругал.
Психология отличника. Тут понятно – человек отлично учился в школе и в институте, привык, что большинство считает его умным, способным. Начинается самостоятельная работа, отличник пытается быть совершенным, но …от него требуют всего лишь исполнения своих обязанностей.
Недостаточная базовая подготовка. Да, да пробелы в знаниях и умениях, перфекционист пытается компенсировать идеальной, как ему кажется, работой. Но вместе с тем, он совершает элементарные ошибки.
Узкий кругозор, излишняя специализация. Нередко человек специализируется в какой-то одной сфере, где он дока и когда дается задание, выходящее за рамки кругозора и он впадает в ступор. Причина проста. Человек привык действовать в знакомой ему ситуации и писать об этом. Но моделировать иную ситуацию он боится на подсознательном уровне, опасаясь совершить ошибку, которая покажется ужасной специалистам в данной теме. Например, мы начали работу над игровым блогом. Привлекли геймера (задрота), обзоры которого публиковались на довольно популярных ресурсах. Сначала он быстро писал про то, что знает, а потом впал в ступор пока пинка не дали для ускорения. Он говорил, что типа «я не знаю, вдруг ошибусь». Сейчас лечим его перфекционизм. Однако он все равно пытается идти в том же направлении. Недавно, чтобы написать обзор игры он купил лицензионную версию игрушки «Ведьмак 2» за 990 рублей, чтобы досконально все изучить.
Деформированное восприятие мира. Это общая причина, но она есть. Ее можно расписывать долго, но суть такова – человек по разным причинам воспринимает мир не такой какой он есть, а слишком через себя все пропускает, через свои ценности и убеждения. А надо действовать проще и понимать, что работа – это возможность заработка и повышения квалификации, а не служение людям и искусство. Или то, что стакан – это всего лишь емкость для жидкости, а не результат труда многих людей.
Есть и другие причины перфекционизма и они все лечатся. В копирайтинге избавление от перфекционизма выглядит просто:
Не бойтесь совершать ошибок. Их делают все. Кто ничего не делает, тот не ошибается.
Пишите как можно больше. У вас просто физически не хватит времени выдавать на гора совершенные тексты.
Установите лимит времени на написание текста. Например, 15 минут на 1000 знаков. Я даже купил народу песочные часы. Перевернул их – время пошло. Как упадет последняя песчинка ,будь добр выдать требуемую тысячу знаков.
Не выходить за рамки. Понять, что вы выполняете только ту работу, которую вам поручили. Не больше, не меньше.
Расширение кругозора, увеличение скорости восприятия информации. Обладая большим запасом знаний, вы поймете, что велосипед и радио давно придуманы, а пророков в своем Отечестве давно нет.
Поставьте перед собою конкретную цель на ближайшие несколько лет и составьте план ее достижения. И соотнесите свою копирайтерскую деятельность в рамках достижения цели. Тогда многое станет на свои места, и вы поймете, хотите ли вы быть новым Достоевским или ваша задача зарабатывать деньги, чтобы кормить семью.
Используйте чужой опыт, пользуйтесь советами профессионалов. В копирайтинге ошибки часто возникают из-за того, что новички не используют советов и готовых схем (структура построения текста, рекомендации по использованию частей речи, создание заголовков и т.п.). Не стесняйтесь использовать стиль известных мастеров слова. Только не углубляйтесь в кого-то конкретно.
Этих методов, как показывает практика достаточно, чтобы новички либо избавились от перфекционизма, либо поняли, что ремесло копирайтера не для них. Кстати говоря, данные рекомендации относятся не только к копирайтингу, но и вообще к любой сфере человеческой деятельности. Справедливости ради скажу, что я сам только к сорока годам избавился от болезни перфекционизма. И если вы у себя заметили его симптомы, то надеюсь, моя статья поможет их одолеть.
В качестве изображения фрагмент картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» . позировали Репину знаменитые люди, например в качестве писаря изображен Дмитрий Яворницкий, профессор Московского университета, которого вы видели.
Картина имеет историческую основу. Султан прислал письмо казакам, а они ему ответили. Казаки явно не страдали перфекционизмом. Вот тексты писем, на русский переведнные, хотя и не очень цензурно. .
Турецкий султан Магомет IV казакам:
«Я, султан Магомет IV, брат самого солнца и луны, внук и наместник Божий, повелитель царства Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, повелитель повелителей, никем не превзойденный и непобедимый рыцарь, любимец самого Бога, надежда и утешение всех мусульман, - повелеваю вам, запорожские казаки, по доброй воле сдаться мне без малейшего сопротивления и своими набегами мне больше не досаждать».
Ответ казаков
«Запорожские казаки турецкому султану!
Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцефера секретарь. Какой ты к чёрту рыцарь, коли голой жопой ежа не убьёшь. Чёрт высирает, а твое войско пожирает. Hе будешь ты, сукин ты сын, сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёю и водою будем биться с тобою, распроёб твою мать.
Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп (кастрированный козел или тот, кто козлов трахает) , Большого и Малого Египта свинопас, Армянская злодеюка, Татарский сагайдак ( козёл или мальчик для утех), Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук и нашего хуя крюк. Свиная ты морда, кобылиная срака, мясницкая собака, некрещённый лоб, мать твою ёб.
Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавый. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим заканчиваем, поскольку числа не знаем и календаря не имееем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у Вас, за это поцелуй в сраку нас!..
Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским».
Правда существуют сомнения что письмо было именно таким и именно Магомету Четвертому, но все же весьма похоже на правду.
Предыдущие уроки копирайтинга
- "Копирайтинг - основы ремесла. Урок 1-й. Железная задница" - терпение и труд все перетрут. Даже копирайтинг и нудных заказчиков-вебмастеров
- "Копирайтинг - основы ремесла. Урок №2. Мастер спорта майор Чинганчук или ваши читатели – это и визуалы, и кинестетитки, и аудиалы" - мы все воспринимаем мир по-разному. Исмпользует этот момент для написания текстов, цепляющих за живое.
- "Копирайтинг - основы ремесла. Урок №3. Заведите словарь интересных слов и выражений" - чем богаче ваш словарный запас, тем интереснее, а значит и дороже ваши тексты.
- "Никаких "Сегодня", никаких "расскажу": совет блоггерам. Копирайтинг - основы ремесла. Урок №4". Об одной распространенной ошибке начинания текста.
- "Копирайтинг - основы ремесла. Урок 5-й. Холодный рассудок". Почему излишняя эмоциональность мешает нам и как с этим бороться.
6 коммент.:
спасибо за дельные советы. Интересно, а в этом блоге вы тоже пользуетесь этими советами и пишете все на автомате? Или все же тратите значительное время на обдумывание?
А у меня постоянно орфографические ошибки. Змеится и у тебя они есть...
в блог я пишу с лета. По поводу подбора тем и построения структуры поста напишу отдельный урок
Ошибки - это конечно не очень хорошо, но и не сообо критично. Было бы что править!
Ответ казаков забавный и верный :)
Жду марафона дкмаю будет интересно. Заметил кое какие в себе моменты нада поработать над ними. А письмо казаков конечно оригинальное и так могли написать только казаки. А стоит ли писать на блоге большие посты как у Вас или все таки лучше средний по 1000 знаков и что дает большой пост?
по 1000 знаков - это короткий пост. Почему надо писать иногда длинные посты я отдельно напишу
Отправить комментарий