пятница, 9 октября 2009 г.

Копирайтинг - основы ремесла. Урок №3. Заведите словарь интересных слов и выражений


Я на 1000 000 (мильен) процентов уверен, что добиться успехов как на поприще заработка в интернете, так и вообще в жизни, возможно хорошо владея словом. Поэтому продолжаю серию постов для тех, кто хочет овладеть словом и стать писателем, журналистом, копирайтером или просто популярным блоггером под общим названием "Копирайтинг - основы ремесла".
Я уже написал два поста
-"Копирайтинг - основы ремесла. Урок 1-й. Железная задница",
- "Копирайтинг - основы ремесла. Урок №2. Мастер спорта майор Чинганчук или ваши читатели – это и визуалы, и кинестетитки, и аудиалы"
С третьим подзатянул. На то есть две причины ноутбук с "набитыми" уроками полетел и все время сейчас провожу на стройке дома пока тепло. Однако, раз пообещал, то буду писать регулярно, несмотря ни на что, хотя бы раз в неделю. Итак, урок третий

Заведи словарь интересных слов и выражений
Искусство владения слова, несмотря на сферу его применения, определяется богатством языка пишущего или говорящего. Или его скудостью. То есть тем словесным материалом, которым вы владеете и как вы им владеете.
В этом деле существенно вам поможет словарь интересных слов и выражений, ярких и запоминающихся. Слова, фразы, обороты - не шаблонные, не набившие оскомину, а живые как ртуть и яркие как радуга, сделают ваши тексты запоминающимися, даже если вы пишите про кондиционеры или сплит-системы или же какой-нибудь репортаж в районную многотиражку. Образный текст имеет гораздо больше шансов быть опубликованным на новостных лентах и в серьезных изданиях типа "Коммерсант", несмотря на их строгие стандарты (стандарты изданий я обязательно приведу в дальнейших уроках).
Чтобы ваш язык стал богатым заведите личный словарь. Это совет распространенный, но на деле им мало кто им пользуется, а жаль. Может от того так убог язык и прессы, и интернета?
Надеюсь я вас убедил завести личный словарь слов и выражений.
Где их собирать? Везде.
Отличным источником являются дети. Например, мой младший сын летом мне выдал фразу, что он "сочный мужчина". Сразу вспомнил выражение Егора, главного героя фильма Василия Шукшина "Калина красная" - "душные вы люди".
На интернет-форумах. На форумах густо и часто встречаются такие фразы и словечки, что просто отпад. Сразу же копируйте их и заносите в электронную версию своего словаря. Их авторы, торча в чатах и на форумах, зачастую отточили владение словом в определенном направлении, что профессиональным писателям или журналистам до них еще расти и расти.
В поездках. Отъезжая от дома надо держать ухо востро и блокнот наготове. Ваша бдительность будет вознаграждена. Это могут быть диалекты типичные для данной местности или иной порядок слов в фразах, делающих их интересннее и свежее, чем раньше казалось вам. Свой словарь я тоже начал в поездках. Первым был Северский район Краснодарского края. Несмотря на то, что сам родился и вырос в верховьях Кубани, в Северской я впервые в жизни узнал, что "сёрбать" - это пить чай или что либо, шумно прихлебывая. А "кышнуть" - дать пинка под зад, выгнать с позором. Наверное, глагол произошел от всем известного "кыш-кыш-кыш" или "кыш отсюда". А, может, наоборот.
В СМИ. В печатной прессе, на телевидении иногда проскакивают примеры богатого языка. Смело заносите их в свой словарь. Не бойтесь, плоды журналистики - передачи, статьи подобны мотыльку живут недолго. И удачные фразы часто утопают в реке забвения. И поэтому пользоваться ими и не грех, и народу полезнее.
В быту. Тут по-моему все ясно. Продавщица тетя Маша или дворник дядя Вася могут обдать таким сочным словцом, что вы будете долго обтекать от словесного сока, политые им словно курица в гриле. Кстати, переписка в чатах, по электронке или в интернет-службах знакомств типа Мамбы тоже быт. Как охмурять девушек этим способом я тоже напишу...)))
Я привел лишь несколько примеров мест пополнения своего словарного багажа, и уверен, что вы количество пунктов сможете сами дополнить.
А не боян ли?
Многие бояться пополнять свой лексикон фразами и словами широко известными. Думают, что им скажут: "боян!" . Не бйтесь это ваши личные опасения. И если вы, человек, интересующийся словом, обнаружили интересную фразу, то смело берите ее в свой арсенал. Поверьте, большинство людей об этом не слышали никогда или пропустили мимо ушей. Приведу пример. Один из в блоггеров, по-моему это был Коперник в дискусси на каком-то форуме употребил выражение "ухотерапевт" по отношению к жуликам, которые людям фигню на уши льют и деньги на этом зарабатывают. Я попросил право использования "ухотерпавета" в своем творчестве. Он ответил, что типа это старый оборот и всем известный. Но я его слышал впервые, уверен, что немногие из читателей этого поста тоже встречались с подобной идиомой. Так что не надо бояться, а надо действовать. И поверьте от ведения словаря ни один из пишущих людей еще не проигрывал.
* * *
Потрясающим был словарь моего любимого писателя Джека Лондона, который в 14 лет пошел простым рабочим на консервную фабрику, был кочегаром, устричным пиратом, прачкой, моряком, но в конце концов стал популярнейшим во всем мире писателем. Рекомендую прочесть его книгу, во многом автобиографичную, "Мартин Иден". Именно его портрет я и помещаю в качестве иллюстрации к посту. Если вы хотите и в дальнейшем читать про заработок в интернете и мои уроки искусство слова, то подписывайтесь на обновлением моего блога http://litemoney.blogspot.com/

8 коммент.:

Я полностью согласна с автором.Когда мы говорим,мы не задумываемся,а вот выразить все на бумаге не казенным языком сложно.

Действительно. Еще труднее не казенно, но понятно

Говорю, как копирайтер со стажем.)

1. У хорошего копирайтера должна быть любовь к языку. Интересные сравнения/эпитеты/метафоры должны обращать ваше внимание сами по себе и запоминаться. Но не для того, чтобы использовать их в своих текстах, а для того, чтобы тренировать технику речи и придумывать свои художественные приёмы.

2. Главный источник художественных приёмов речи - это книги. Многие ошибочно полагают, что книги написаны устаревшим языком. Однако это не так. Ретро тоже в моде. К тому же нужно уметь отделить то, что утратило ценность со временем и то, что всегда будет актуально.

3. К сожалению, в работе копирайтера это не нужно. Когда вы пишите о холодильнике или межкомнатных дверях, талант Шекспира будет не у дел.

Разболтался я у вас тут. Удачи.)

Пожалуйста, поработайте над своей грамотностью. С каждым уроком ошибок все больше и больше. Основная проблема - в запятых. Идеи отличные, мысль ясна, но все портят ошибки. Как-то не по-копирайтерски.

Не в грамотности иногда дело. Я вот постоянно забываю ставить и зяпятие, и тире, ещё чаще - дефисы. Ещё никто не попрекнул. А насчёт словаря - интересный способ. Уже завёл тхт-файлик.

С огромным удовольствием прочла все три урока. Много интересных мыслей почерпнула. Очень хотелось бы продолжение этой темы! Оно будет? Например, о стандартах серьезной прессы или еще что-нибудь полезное и интересное?

мне очень нравится стиль уроков, он не похож на обычные инструкции от профи. Поэтому и читать интересно, даже отсутствие запятых не замечаю.

А теперь вопрос по теме. Как сохраняя эти фразы, заодно и систематизировать, чтобы потом найти. Или это все нужно только для тренировки своего воображения.

Спасибо, очень интересно пишете, читать одно удовольствие!
Кстати, недавно читая книгу (про династию Борджиа) наткнулась на новое (по крайней мере для меня) значение слова МЕГЕРА. Как утверждает автор в те времена это слово означало просто образованная женщина. Пока не нашла больше подтверждения, но все равно любопытно:)