понедельник, 12 мая 2008 г.

Сколько стоит блог или ларек. Практические заметки об оценке малого бизнеса

Конкурс антимаулнетизм несколько отвлек от основной темы - от практических советов по заработку денег в Интернете. Поэтому возвращаемся. Одним из ключевых вопросов не только для интернет-бизнеса, но и вообще для любого предпринимателя является вопрос о стоимости его бизнеса. Неважно что у вас ларек, блог или сайт - важно знать сколько он стоит и за сколько вы его можете продать. На этот раз предлагаю вашему вниманию общую методику оценки малого бизнеса. Теме сколько стоит блог или сайт я посвящу несколько ближайших материалов. Предлагаемый материал представляет собою мою статью в одном из бумажных журналов для предпринимателей. Рекомендую для прочтения и анализа.

Оценка бизнес – очень старое ремесло. Те, кто им занимаются, по праву именуются экспертами. Еще бы, правила экспертной оценки бизнеса по продажной рыночной стоимости довольно сложны и впервые были разработаны известным немецким ученым - математиком Г. Лейбницем еще в XVIII веке. Лейбниц и его последователи, конечно же, умные люди, но как обыкновенному предпринимателю оценить собственный бизнес, который он решил продать? Или не переплатить, покупая готовый? Как избежать потерь, не прибегая к услугам профессиональных оценщиков?

Крамольные мысли о профессиональной оценке бизнеса
Уверен, что профессиональным оценщикам эта статья не понравится. У многих из них даже может возникнуть желание распять меня на кресте вниз головой за крамольные мысли об оценочном бизнесе. Дело в том, что роль этой сферы, ее место в современной экономике, особенно в малом и среднем бизнесе, нередко являются преувеличенными, избыточными, а практические выводы спорными и ошибочными.
Что такое по большому счету рыночная оценка бизнеса? Это - определение стоимости, за которую его можно продать и какую он прибыль он будет приносить в будущем. У профессиональных оценщиков в распоряжении несколько основных методов оценки, содержание которых широко освещено в литературе об оценке и закреплено законодательством об оценке. В России пользуются тремя методами «доходным подходом», «затратным подходом» и «сравнительным подходом». Все эти методы сложные, требуют специальной подготовки и для обычного предпринимателя, девиз которого «действуй и зарабатывай!», покажутся излишне сложными и к его деятельности в виде пары торговых точек, автосервиса или интернет-магазина имеют весьма далекое отношение.
Может быть, оценщики точно попадают со своими расчетами, когда дело касается больших предприятий и транснациональных корпораций? Увы, далеко не всегда. Иначе бы фондовый рынок, торговля акциями и другими ценными бумагами просто бы умерли или же никогда бы не испытывали колоссальных колебаний, которые мы периодически наблюдаем. Ведь на фондовых рынках, особенно стран с развитой и бурно развивающейся экономикой крутятся колоссальные деньги. Инвестиционные фонды, управляющие компании, прежде чем приобрести акции или облигации тех или иных компаний, фактически проводят тщательную оценку стоимости предприятий, справедливо ожидая определенный уровень дивидендов или прирост капитала. Если бы методики оценки бизнеса были бы верны, то движение средств на фондовых рынках происходило бы незначительное, поскольку все бы представляли довольно точно, сколько можно получить вложив в ту или иную компанию. На деле же фондовый рынок является очень неустойчивым и подвержен значительным колебаниям, иногда вопреки очевидной логике и методикам расчета оценки бизнеса. Возьмем, к примеру, последний фондовый кризис. Наибольшие потери постигли Китай – с начала этого года индекс суммарный акций китайских предприятий снизился на 20%. При этом прирост ВВП Китая за 2007 год составил 11,4 %, а прогноз на 2008 год приблизительно такой же. Так куда же за короткий срок испарилась пятая часть китайского потенциала? Получается, что профессиональные оценщики, так быстро скорректировали свои прогнозы, ошибившись на триллионы долларов?
Какое мне дело, - скажет рядовой предприниматель, - до ВВП Китая, инвестиционных фондов методик оценки и прочих высоких материй, – и будет прав. Никто кроме него не сможет лучше оценить потенциал и стоимость его бизнеса. Ведь, в большинстве случаев только предприниматель досконально знает все слабые и сильные стороны своего бизнеса, а также предел его развития. Для того чтобы оценить бизнес самому достаточно знать несколько основных моментов и следовать своему здравому смыслу.

Недостатки индивидуалов
Продажа готового бизнеса служит своеобразным моментом истины для предпринимателя. Дело бывает даже не столько в том, что как вы его развивали, а в том, что к моменту продажи из-за незнания некоторых юридических моментов его стоимость может оказаться гораздо меньше, чем вы ее представляли. Особенно влияет на это выбор организационно-правовой формы ведения бизнеса.
Многие россияне, открывая свое дело, регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей. Да, в этой форме немало преимуществ: простота регистрации, более низкие штрафные санкции, необязательно изготавливать печать и открывать на расчетный счет и т.д. Но есть и недостатки, один из которых имеет прямое отношение к теме статьи – эта форма предпринимательства не позволяет продать ваше дело одним махом как комплекс готового бизнеса. Не случайно все методики оценки бизнеса, закрепленные законодательно, заточены под юридические лица, а бизнес индивидуалов как единый комплекс не оценивается. Ведь вы выступаете в качестве физического лица и все договоры, имущество, разрешения, лицензии, франшизы, права на товарный знак и т.д. оформляются на вас.
Поэтому покупателю придется все это переоформлять на себя, затратив немало времени и денег. Естественно, что все издержки, в т.ч. оплата за скорость, сказываются на окончательной сумме сделки. И еще не факт, что перезаключая договор с новым предпринимателем, арендодатель предоставит новому владельцу такие же условия, как и вам. Ему может просто не понравиться личность покупателя.
Так что, если вы намеренны продать свой бизнес, заблаговременно сведите к минимуму количество документов, требующих переоформления. Переводить свой статус предпринимателя во владельца ООО или акционерного общества целесообразно, когда ваш бизнес достиг более-менее значительных масштабов. И тогда можно спокойно готовиться к его продаже целиком или большей его части.
И наоборот, приобретая бизнес, помните о возможных дополнительных расходах, связанных с особенностями его организационно-правовой формы – индивидуальные предприниматели не продаются, продаже подлежит только их имущество и переуступаются права по заключенным договорам!

Бизнес один, а стоимости - три!
Собравшись продавать свой бизнес, вы поначалу мало интересуетесь мотивами потенциальных покупателей. Однако именно мотивация может оказать существенное влияние на конечную цену сделки, т.е. на его рыночную стоимость. У покупателя может быть три основных цели, но все они связаны с извлечением дохода:
1. Распродажа вашего бизнеса по частям или дальнейшая перепродажа. Вполне возможно, что вы обладаете объектами недвижимости или правом на аренду земельного участка, который находится в перспективной зоне, где планируется активная застройка жилыми домами или торговыми комплексами. Или перепродажа наработанного вами регионального брэнда, типа «Крупы Петрова» какому-нибудь крупному российскому или зарубежному агропромышленному холдингу, вытесняющего на местах конкурентов. Примерно по такой схеме одним из была выкуплена, а затем и перепродана одному из международных табачных концернов, когда-то известная Армавирская табачная фабрика, ставшая ныне пристанищем для многочисленных офисов. В таком случае применимо понятие ликвидационной стоимости – цена активов за вычетом общей суммы обязательств и затрат на продажу.
2. Доход от деятельности предприятия. Покупатель заинтересован в сохранении и развитии бизнеса. Возможно некоторое перепрофилирование, реорганизация или присоединение. В данной ситуации речь идет об инвестиционной стоимости, которая учитывает прирост прибыли от расширения рынка, использования ноу-хау, планов реорганизации и др. предполагаемого владельца. Тут можно значительно поторговаться, как это сделали акционеры компании «Yahoo», в конце концов, отказавшись от супервыгодного предложения «Microsoft» в 44,6 миллиардов долларов. Ребята из «Yahoo» видимо сочли, что в будущем их компания станет гораздо дороже.
3. Сочетание максимальных показателей двух стоимостей, ликвидационной и инвестиционной, дает в результате обоснованную рыночную стоимость. Продать свой бизнес по этой самой выгодной цене возможно, как правило, профессиональным инвесторам, специализирующимся на приобретении, развитии и дальнейшей продажи бизнеса. Это могут быть и местные бизнесмены, занимающиеся всем что приносит деньги и представители крупных компаний. Поэтому если вы считаете свое дело выгодным и перспективным смело обращайтесь с предложением в крупные инвестиционные компании и многопрофильные холдинги олигархов. Наверняка они не знают о вашем существовании и в случае заинтересованности могут дать справедливую цену, которая не по карману конкурентам вашего уровня. Можно также дать объявления на специализированных досках объявлениях или бизнес-порталах. Сегодня в России очень много денег, владельцы которых в поиске объектов инвестирования.

О чем думает инвестор?
Любой инвестор, будь то инвестиционный фонд или ваш сосед, думает о том, как быстро окупятся вложенные средства и начнут приносить доход. Это, кстати, один из самых эффективных, но вместе с тем простой и логичный способ оценки стоимости бизнеса. Профессиональные оценщики увидели бы в нем элементы «доходного» метода.
В конце 1990-х и в начале 2000-х срок привлекательный срок окупаемости составлял в малом и среднем, а порою и в крупном бизнесе России 1,5-2 года. С ростом стоимости бизнеса увеличились и сроки окупаемости до 2-3 лет. А в крупном – и до 5. На Западе стандартом является срок 7-8 лет, что вполне резонно, учитывая более низкую стоимость кредитных ресурсов.
На срок окупаемости напрямую влияет несколько факторов. Во-первых, общая стоимость бизнеса, его масштаб - чем дороже, тем дольше приходится ждать. Но зато потом и каждый месяц будет гораздо большая отдача. Во-вторых, величина кредитной ставки – чем она выше, тем быстрее бизнес должен приносить доход. В противном случае банковские депозиты станут более привлекательной альтернативой, чем покупка готового бизнеса.
Третьим фактором служит рост цен на недвижимость, землю и соответственно их аренду. Земля и недвижимость обходятся все дороже, их удельный вес в затратах повышается, что ведет к увеличению расходов, не связанных с развитием бизнеса, а значит и снижает общую рентабельность, удлиняет срок окупаемости.
Четвертым определяющим моментом является цикл товарооборота. Чем он короче, тем меньше требуется оборотных средств и средств для старта, и следовательно времени, чтобы отбить деньги. Одно дело продавать газеты и журналы, другое – заниматься строительно-ремонтными работами. Хотя рентабельность практически одинаковая.
На практике расчет прост. Допустим, ваши две торговых точки (стандартные киоски) дают 120 тысяч рублей чистой прибыли в месяц. Киоски находятся в вашей собственности, но стоят на арендованной муниципальной земле. Полноценными объектами недвижимости они не считаются, значатся как временные сооружения и землю под ними вам выкупить не дадут, а могут в любой момент их изъять под городские нужды. Следовательно как актив они не представляют самостоятельной ценности. В этом случае разумная цена продажи вашего бизнеса, учитывая рентабельность и короткий срок товарооборота, может равняться суммы прибыли, которую вы получаете в срок от года до двух лет – от 1440000 до 2880000 рублей.
Временного принципа придерживаются и многие крупные компании. Например, компания «Тандер», которому принадлежит крупнейшая в России сеть магазинов розничной торговли «Магнит», придерживалась следующей тактики – открывая на новом месте магазин ждали четыре месяца. Если магазин начинал себя окупать, то его оставляли. Если нет – торговую точку закрывали.

По цене входного билета или составьте бизнес-план
Оценка стоимости бизнеса в зависимости от срока окупаемости, конечно удобна и проста, но она упускает несколько важных вещей, которые могли бы увеличить его цену. Во-первых, сколько стоят аналогичные предложения на рынке и сколько бы понадобилось покупателю времени и денег, чтобы создать и развить подобный бизнес самостоятельно. Вполне возможно, что лично вам благодаря связям в мэрии, или купленному по случаю оборудованию, помещению бизнес обошелся гораздо дешевле и развились вы быстрее. Продавать, опираясь на только на срок окупаемости было бы не логично. Поэтому полезно хотя бы примерно оценить стоимость «входного билета» с нуля.
Посчитайте сколько вы бы потратили к моменту продажи по действующим ценам денег на аренду, покупку оборудования, рекламу, какова была бы общая сумма издержек до момента первых прибылей. Проще говоря составьте примерный бизнес-план, но уже с учетом знания вами всех нюансов. Подобный подход независимые оценщики называют «затратным».
Бизнес-план, даже самый простой, поможет вам убедить потенциального покупателя в перспективности покупки вашего дела. Старайтесь учесть в этом бизнес-плане для клиента все ваши самые сильные конкурентные преимущества. Например, в вашей парикмахерской работают самые лучшие в округе мастера, на которых идут люди и готовы переплачивать за качество. Или что у вас самое крутое в оокурге импотрное оборудование по производству хлебобулочных изделий или пельменей. Хотя может так произойти, что оценивая свой бизнес, вы как старик в известном стихотворение будете поражены озарением «Такая корова нужна самому!». Но не стоит заблуждаться – бизнес есть бизнес. Источник дохода и не более того.
Доброе имя дорогого стоит
Наверняка, вы не единственный кто собирается продать бизнес подобный вашему. Естественно, что потенциальный покупатель будет сравнивать все имеющиеся предложения и скорее всего здесь потребуется применение элементов так называемого «сравнительного» подхода. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как применяя данный подход, необходимо собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данные включают: экономические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и условия финансирования. Например,
одно дело продать бизнес за наличные деньги, другое дело в кредит. Так что не факт, что вы получите сразу столько же денег за свой сервисный центр, занимающийся ремонтом и настройкой компьютеров, сколько ваш приятель, продавший свой бизнес в кредит. Наличные деньги всегда дороже.
Действенность сравнительного подхода снижается в случае, если сделок было мало или между ними прошло много времени; если рынок находится в аномальном состоянии, так как быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Например, в районе или в городе назначили (выбрали) нового главу, известного любителя передела собственности. Или, как в Сочи, решили провести Олимпийские игры.
Чтобы не сильно заморачиваться по сравнительной оценки бизнеса можно прибегнуть к анализу франчайзинговых предложений аналогичных вашему профилю, в которых указываются требования к покупателю франшизы, главное из которых объем требуемых инвестиций, чтобы бизнес действовал и развивался. Проще говоря продавец франшизы предлагает вам работать по его технологиям, под его брэндом, стилем и т.д. Франшиза может продаваться практически на любой вид малого и среднего бизнеса: доставка суши, туристические агентства, рестораны, штемпельные салоны и агентства недвижимости и т.д. Наберите в интернет-поисковике «франшиза» или «каталог франшиз» и вы обнаружите сотни предложений с указанием суммы необходимой на создание бизнеса.
Вместе с тем, сравнительный подход позволяет вам акцентировать внимание на ваших индивидуальных особенностях, на созданных за время работы нематериальных активах. Западные экономисты, а теперь и российские применяют такое понятие как «гудвилл» (goodwill – добрая воля). Гудвилл по сути представляет собою как совокупность тех элементов бизнеса или персональных качеств, которые стимулируют клиентов продолжить пользоваться услугами данного предприятия или данного предпринимателя и которые приносят прибыль сверх той, источником которой служат материальные, а также нематериальные активы, подлежащие точной оценке в денежном выражении. О его возникновении говорят тогда, когда вы получаете прибыль выше, чем среднем в данной сфере бизнеса, т.е. люди предрасположены именно к вам.
К гудвиллу относятся и выгодное месторасположение, и наработанная клиентура, и авторитет отдельных работников. Этот фактор невозможно пощупать и рассчитать, но оценивать необходимо. Ведь в основе развития любого бизнеса лежат добрые отношения, т.е. добрая воля продавцов и покупателей. И ваша задача убедить покупателя вашего бизнеса, что гудвилл вы наработали и он не зря платит дополнительных 10-20% за перспективное и раскрученное дело.

Когда без профессионального оценщика не обойтись


Выпустив пару стрел в сторону института профессиональных оценщиков, истины ради, стоит отметить, что на практике существуют моменты, когда без профессиональных оценщиков просто не обойтись. Во-первых, при споре с налоговой инспекцией по поводу рыночной стоимости объекта купли-продажи в виде недвижимости. Вы, например, приобрели помещение под мастерскую за 3000000 рублей, а налоговики, в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса, имея право контролировать цены купли-продажи для определения налогооблагаемой базы, говорят – ты брат занизил стоимость помещения и налогов не доплачивал. Вот тут в споре с инспекцией и помогает заключение профессионального оценщика для аргументации позиции по установлению цены сделки, соответствующей текущей рыночной стоимости. Заключение профессионала имеет статус официального документа и может использоваться в арбитражном суде в качестве убедительного доказательства при рассмотрении дел, связанных с определением полноты и правильности исчисления и уплаты налогов. Кроме этого, иногда бывает выгодно официально переоценить имущество предприятия в сторону уменьшения, что помогает сэкономить на налоге на имущество.
Вторая категория партнеров предпринимателя, во взаимоотношениях с которыми бывает полезно заключение оценщиков – это банки. Выдавая кредиты под залог, банки стараются занизить стоимость закладываемого имущества. Определение реальной рыночной стоимости закладываемого имущества независимым оценщиком позволяет установить справедливое соотношение между стоимостью закладываемого имущества и размером кредита. В случае невозврата кредита официальное заключение способствует предотвращению разногласий между сторонами сделки, которые возникают при обращении взыскания на заложенное имущество.
Профессиональные оценщики здорово помогают и в том случае, если вы прибегаете к услугам страховых компаний. Тут есть несколько скрытых моментов, о которых страховщики предпочитают умалчивать. Случай из жизни. Предприниматель застраховал на довольно приличную сумму, приобретенные им складские помещения. Но когда произошел пожар, страховая компания к выплате предложила гораздо меньшую сумму, чем было указано в договоре, резонно заявив, что на основании действующего законодательства договор является ничтожным в части превышения страховой суммы над действительной (рыночной) стоимости имущества. Определить задним числом, сколько стоил сгоревший склад было конечно невозможно. При этом ему также законно не вернули излишне уплаченную страховую премию. Если бы в момент заключения договора страхования, предприниматель был бы вооружен заключением оценщика, проблем бы не возникло – проведенная независимым оценщиком экспертиза категорически не позволяет страховщику впоследствии оспаривать страховую сумму по договору.
Есть и другие моменты, когда профессиональная оценка помогает предпринимателям. Среди них следует отметить оценку ущерба в случае возникновения страхового случая, а также повреждение имущества предпринимателя или третьих лиц. Зная, сколько вы действительно потеряли или какой реально сами нанесли вред, вы сможете четко и доказательно обосновать свою позицию в спорной ситуации, в т.ч. и в судебном процессе. Но, пусть вас минет чаша сия, и вы спокойно сможете развивать собственный бизнес или, на крайний случай, вовремя и выгодно его продадите, точно оценив стоимость своего дела самостоятельно.




2 коммент.:

Банки вовсе не стремятся занижать стоимость залогового обеспечения, это ошибочное расхожее мнение - их бизнес - выдавать кредиты, зачем себе же душить будущую прибыль в виде процентов? Они стремятся лишь к реальной рыночной стоимости, чтобы кредит был адекватно обеспечен :)

Ага 20-30% это реальная рыночная стоимость нового оборудования? Или 40% стоимости дома