Предисловие. Обрати внимание читатель...
Эту статью я писал для Ставропольского бизнес-журнала два с лишним года назад, но она не утратила своей актуальности. Статья получилась потому что ее издатель отказался печатать – ты мол раскрываешь тайны издательского ремесла, конкурентов прибавится.
Тему знаю изнутри – сам работал главредом. Но из журналистики практически ушел – политкорректности не хватило. Сейчас бы меня бы точно за мои статьи бы посадили – за разжигание межнациональной, социальной розни, неуважении к институтам власти и т.д. и т.п. Говорю практически потому что иногда к ней возвращаюсь – на выборах, пишу также статьи про бизнес, психологию и медицину, рукопашный бой – в основном на заказ и то что мне интересно и получаю кайф.
Какая же практическая польза от этой статьи для тех, кто решил заняться интернет-бизнесом, зарабтыванием на блогах и интернет-рекламе, создании интернет-магазина и т.д.? Прямая принципы бумажного издательского бизнеса и интернет-бизнеса практически одинаковы, везде в конечном итоге продается реклама или конкретный продукт… Да к тому же в интернете все то же самое сделать гораздо легче. Так тот, кто хочет сделать печатное издание вполне может потренироваться на своем блоге…
Издатель – это звучит гордо
Так и не вышедшая в бумажном варианте статья
За последнее время на рынке местных и региональных периодических изданий появилось немало новинок: полноцветные журналы «Proдвижение» и «Агростарт», автогазета «Визитка», разные специализированные издания для педагогов и сметчиков, любителей домашних животных, частные общественно-политические районные и городские издания и прочая прочая. Некоторые из них, например, как распространявшийся бесплатно в Ставрополе и Изобильненском районе, еженедельник «Фиеста» приказали долго жить, другие наоборот, как бортовой журнал «КМВ-авиа» «На высоте», потолстели и стали выходить чаще. Так чем же так манит издательский бизнес и как добиться успеха на этом поприще?
Лиха беда начало
В издательском деле три главных действующих лица – редакция, издатель и учредитель. Учредитель – хозяин, издатель – коммерсант, редакция - творец. Нередко функции издателя и учредителя выполняет одно и то же лицо, будь оно юридическое или физическое. Стать учредителем собственного издания очень просто – надо придумать название и, если ваш тираж превышает 999 экземпляров, заполнить бланки на получение свидетельства о регистрации СМИ Северо-Кавказского территориального управления министерства РФ по делам печати, телевидения и средств массовой коммуникации. Удовольствие недорогое – вместе с поездкой в Ростов-на-Дону все обойдется в три тысячи.
Статус учредителя, кончено почетный, но он еще не гарантирует коммерческий успех задуманного дела. Если ваши аппетиты невелики, вы к примеру, жаждете выпускать независимую районную газету в надежде выиграть лет через пять очередные местные выборы, то этот способ вполне оправдан. И риск невелик, и спрос на альтернативное мнение в районе всегда существует. А вот задача вывести на региональный уровень собственное издание потребует на два порядка больше средств и сил. Особенно если это общественно-политическое – присмотритесь к выходным данным независимых краевых газет, то там будет указан тираж 8-10 тысяч экземпляров. И не факт, что он соответствует действительности. Гораздо проще удержаться на плаву специализированному изданию, либо гламурному глянцевому журналу.
Впрочем, не всегда выпускают собственную газету или журнал для получения прибыли. Даже в Советском Союзе многие предприятия имели собственные многотиражки. Они выпускаются по большей части для статуса, формирования положительного мнения о компании среди своих работников либо среди потенциальных клиентов. Существуют подобные издания и у нас в крае. Например, юридическое агентство «СРВ» (г.Ставрополь) стало учредителем и издателем «Вестника Арбитражного Суда Ставропольского края».
Можно пойти другим путем – встать под знамена раскрученного российского брэнда, то бишь издательского дома, как это и сделали большинство преуспевающих ставропольских газет и журналов, включая «Аргументы и факты», «Комсомольскую правду», «Московский комсомолец», «Телесемь» и т.д. Как правило, в этом случае издательские дома берут на себя расходы, связанные с бумагой и типографскими услугами, которые требуются для выпуска минимального тиража. Все остальное – содержание региональных страниц, работа редакции, верстка, распространение – это уже ваши заботы. Взамен вы получаете все доходы от местной рекламы и проданного тиража. Например, несколько месяцев назад предлагался региональный брэнд «Новой газеты», учредитель собирался оплачивать еженедельный выпуск трех тысяч экземпляров этого действительно независимого издания.
В размере и формате издания вас ничто не ограничивает, кроме ваших желаний и возможностей. Есть газеты, выпускаемые на обыкновенном ризографе, форматом стандартного листа А-4. Но это продукт внутреннего потребления села, какой-нибудь небольшой фирмы или, в крайнем случае, района. Так что лучше печатать в нормальной типографии. Цветные издания раньше могло выпускать лишь полиграфическое объединение «Кавказская здравница». Сейчас выбор гораздо больше, а, следовательно, можно добиться серьезных скидок, разместив заказ в Ставрополе, Краснодаре или Ростове. Кардинально поступил журнал «Proдвижение», отпечатав апрельский десятитысячный тираж аж в Финляндии. Что кстати и по качеству лучше, и по цене дешевле.
Вряд ли все бросятся в Финляндию, большинство предпринимателей интересует вопрос сколько стоит напечатать издание попроще. Цена вопроса состоит из стоимости бумаги и самих полиграфических услуг. Возьмем газету. Вес одного листа бумаги (4 полосы стандартной газеты) составляет 13-14 грамм. Тонна бумаги стоит от 20 до 30 тысяч рублей, вот и считайте. Потом пойдут затраты на печать. Здесь действует общее правило – чем больше тираж, тем меньше себестоимость одного экземпляра. Дальше учитывается количество цветов. Печать одного газетного листа стоит от 35 копеек и выше. Если вас потянуло на полноцветный журнал, то примером могут служить следующие цифры: за 3.000 экземпляров объемом 16 страниц каждый у вас будут просить от 42 тысяч рублей вместе со стоимостью бумаги.
К сожалению, времена журналистики, имеющей коммерческий успех в виде приносящих стабильные деньги больших тиражей, канули в лету. Печатное слово в нашем регионе потеряло и в силе и в цене. Причина проста – сегодня очень много альтернативных источников информации и чтобы конкурировать с ними, необходимо иметь просто выдающихся журналистов. Золотые перья, во-первых, должны иметь огромный кругозор, во-вторых, быть на порядок информированее своих читателей. И, в-третьих, владеть русским языком, настолько, чтобы сложные вещи точно объяснять простыми словами. Понятно, что человек, владеющий этими тремя вещами способен сделать карьеру не только в провинциальной печати, но и на ином подобном поприще. Стоимость гонораров на Ставрополье колеблется от 5 до 30 копеек за знак, поэтому у журналиста нет особых стимулов столь усердно работать над собою, чтобы до самых седин корпеть над рукописями не имея ясных жизненных перспектив. Следствием этого, является тот факт, что региональная журналистика имеет, как правило, женское лицо. Кстати, именно низкий уровень провинциальных журналистов является одним из факторов открытия региональных выпусков центральных изданий. Зачем морочить себе голову, если ваш головной издательский дом располагает прекрасными материалами. А свои страницы можно всегда забить новостями и рекламою. И все же еще встречаются мастера слова, способные своими статьями за короткий срок поднимать продаваемые тиражи на 20-30 %.
Совсем без журналистов вам, правда, не обойтись. Оплата творческого труда может осуществляться тремя способами. Первый - журналист в штате при выполнении творческого плана получает установленный оклад. Второй – оклад плюс гонорары. И наиболее распространенный – сотрудничество с внештатными авторами, вы платите за каждый материал в соответствии с установленными размерами гонораров, будь это фотография, статья или кроссворд.
Сегодня и большой тираж, и целевая аудитория нового издания обеспечиваются очень часто за счет бесплатного распространения издания. К примеру, в Ставрополе издается два бесплатных рекламно-информационных еженедельника с тиражами более 50.000 тысяч, а скоро появится и третье. И все полны рекламой, которую дополняют программа телепередач, кроссворды и местные новости. Эти издания бесплатно распространяются по почтовым ящикам горожан. А если ваш читатель – специалисты определенной сферы, то вам следует организовать доставку по их офисам, как делают большинство издателей.
Размещая рекламу на страницах собственного издания, не стоит забывать рекламировать и себя, чтобы не затеряться в море информации. Комплекс подобных мер называется продвижением. Вы можете создать сайт в Интернете, поставить рекламный щит в людном месте, проводить всевозможные конкурсы, выступать в роли информационного спонсора разных мероприятий и т.д.. При этом вы должны помнить главное – имя вашего издание должно быть узнаваемо потенциальными рекламодателями и читателями, чтобы они всегда выбирали именно вас, неважно при покупке, чтении или размещении рекламы.
Совсем отказываться от реализации тиража через розничную сеть и проведении подписки тоже не следует. Если издание полезное и интересное, то его будут обязательно покупать. Каналов продажи несколько – почтовые отделения, сеть киосков «Союзпечать» и других частных распространителей, в конце концов, бабушки на рынках, торгующие прессой. А можно, как показывает практика, успешно организовать и собственную торговую сеть, реализующую не только ваше издание, но и другую прессу. Рентабельность этого бизнеса составляет 20-30% в месяц, вот только объемы на одну торговую точку ограничены конкретными условиями, начиная от населенного пункта в котором она находится и заканчивая режимом ее работы. Но это уже тема для другой статьи.
Эту статью я писал для Ставропольского бизнес-журнала два с лишним года назад, но она не утратила своей актуальности. Статья получилась потому что ее издатель отказался печатать – ты мол раскрываешь тайны издательского ремесла, конкурентов прибавится.
Тему знаю изнутри – сам работал главредом. Но из журналистики практически ушел – политкорректности не хватило. Сейчас бы меня бы точно за мои статьи бы посадили – за разжигание межнациональной, социальной розни, неуважении к институтам власти и т.д. и т.п. Говорю практически потому что иногда к ней возвращаюсь – на выборах, пишу также статьи про бизнес, психологию и медицину, рукопашный бой – в основном на заказ и то что мне интересно и получаю кайф.
Какая же практическая польза от этой статьи для тех, кто решил заняться интернет-бизнесом, зарабтыванием на блогах и интернет-рекламе, создании интернет-магазина и т.д.? Прямая принципы бумажного издательского бизнеса и интернет-бизнеса практически одинаковы, везде в конечном итоге продается реклама или конкретный продукт… Да к тому же в интернете все то же самое сделать гораздо легче. Так тот, кто хочет сделать печатное издание вполне может потренироваться на своем блоге…
Издатель – это звучит гордо
Так и не вышедшая в бумажном варианте статья
За последнее время на рынке местных и региональных периодических изданий появилось немало новинок: полноцветные журналы «Proдвижение» и «Агростарт», автогазета «Визитка», разные специализированные издания для педагогов и сметчиков, любителей домашних животных, частные общественно-политические районные и городские издания и прочая прочая. Некоторые из них, например, как распространявшийся бесплатно в Ставрополе и Изобильненском районе, еженедельник «Фиеста» приказали долго жить, другие наоборот, как бортовой журнал «КМВ-авиа» «На высоте», потолстели и стали выходить чаще. Так чем же так манит издательский бизнес и как добиться успеха на этом поприще?
Лиха беда начало
В издательском деле три главных действующих лица – редакция, издатель и учредитель. Учредитель – хозяин, издатель – коммерсант, редакция - творец. Нередко функции издателя и учредителя выполняет одно и то же лицо, будь оно юридическое или физическое. Стать учредителем собственного издания очень просто – надо придумать название и, если ваш тираж превышает 999 экземпляров, заполнить бланки на получение свидетельства о регистрации СМИ Северо-Кавказского территориального управления министерства РФ по делам печати, телевидения и средств массовой коммуникации. Удовольствие недорогое – вместе с поездкой в Ростов-на-Дону все обойдется в три тысячи.
Статус учредителя, кончено почетный, но он еще не гарантирует коммерческий успех задуманного дела. Если ваши аппетиты невелики, вы к примеру, жаждете выпускать независимую районную газету в надежде выиграть лет через пять очередные местные выборы, то этот способ вполне оправдан. И риск невелик, и спрос на альтернативное мнение в районе всегда существует. А вот задача вывести на региональный уровень собственное издание потребует на два порядка больше средств и сил. Особенно если это общественно-политическое – присмотритесь к выходным данным независимых краевых газет, то там будет указан тираж 8-10 тысяч экземпляров. И не факт, что он соответствует действительности. Гораздо проще удержаться на плаву специализированному изданию, либо гламурному глянцевому журналу.
Впрочем, не всегда выпускают собственную газету или журнал для получения прибыли. Даже в Советском Союзе многие предприятия имели собственные многотиражки. Они выпускаются по большей части для статуса, формирования положительного мнения о компании среди своих работников либо среди потенциальных клиентов. Существуют подобные издания и у нас в крае. Например, юридическое агентство «СРВ» (г.Ставрополь) стало учредителем и издателем «Вестника Арбитражного Суда Ставропольского края».
Можно пойти другим путем – встать под знамена раскрученного российского брэнда, то бишь издательского дома, как это и сделали большинство преуспевающих ставропольских газет и журналов, включая «Аргументы и факты», «Комсомольскую правду», «Московский комсомолец», «Телесемь» и т.д. Как правило, в этом случае издательские дома берут на себя расходы, связанные с бумагой и типографскими услугами, которые требуются для выпуска минимального тиража. Все остальное – содержание региональных страниц, работа редакции, верстка, распространение – это уже ваши заботы. Взамен вы получаете все доходы от местной рекламы и проданного тиража. Например, несколько месяцев назад предлагался региональный брэнд «Новой газеты», учредитель собирался оплачивать еженедельный выпуск трех тысяч экземпляров этого действительно независимого издания.
От ризографа до Финляндии
После того как вы определились «кто в газете хозяин» и про что будете печатать, следует браться за решение технических вопросов, ведь на то вы и издатель. Технические вопросы по выпуску периодики состоят из двух главных составляющих – допечатная подготовка (набор текста, обработка изображений, дизайн, верстка и вывод макета) и непосредственно печать. Для подготовки большинства изданий хватает стандартного набора: компьютер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат и лазерный принтер. Большинство специальных издательских программ и программ по обработки изображений не требуют новейших компьютеров. Зачастую в редакциях стоят компьютеры попроще, чем у детей их сотрудников, увлекающихся играми, которые требует большой объем оперативной памяти и мощных видеокарт. 30-40 тысяч рублей вполне хватит, чтобы оснастить техникой редакцию еженедельника, выходящего на 12-20 полосах формата А-3. Особые требования, пожалуй, предъявляет выпуск цветных глянцевых изданий. Сами издательские программы также не требуют особых знаний и всегда можно найти нужного специалиста, причем необязательно брать его в штат. Он может приходить на день-другой или готовить макет у себя на дому.В размере и формате издания вас ничто не ограничивает, кроме ваших желаний и возможностей. Есть газеты, выпускаемые на обыкновенном ризографе, форматом стандартного листа А-4. Но это продукт внутреннего потребления села, какой-нибудь небольшой фирмы или, в крайнем случае, района. Так что лучше печатать в нормальной типографии. Цветные издания раньше могло выпускать лишь полиграфическое объединение «Кавказская здравница». Сейчас выбор гораздо больше, а, следовательно, можно добиться серьезных скидок, разместив заказ в Ставрополе, Краснодаре или Ростове. Кардинально поступил журнал «Proдвижение», отпечатав апрельский десятитысячный тираж аж в Финляндии. Что кстати и по качеству лучше, и по цене дешевле.
Вряд ли все бросятся в Финляндию, большинство предпринимателей интересует вопрос сколько стоит напечатать издание попроще. Цена вопроса состоит из стоимости бумаги и самих полиграфических услуг. Возьмем газету. Вес одного листа бумаги (4 полосы стандартной газеты) составляет 13-14 грамм. Тонна бумаги стоит от 20 до 30 тысяч рублей, вот и считайте. Потом пойдут затраты на печать. Здесь действует общее правило – чем больше тираж, тем меньше себестоимость одного экземпляра. Дальше учитывается количество цветов. Печать одного газетного листа стоит от 35 копеек и выше. Если вас потянуло на полноцветный журнал, то примером могут служить следующие цифры: за 3.000 экземпляров объемом 16 страниц каждый у вас будут просить от 42 тысяч рублей вместе со стоимостью бумаги.
Сколько стоит слово?
Бегло посчитав предварительные расходы, вы поймете, что первое время вам придется работать исключительно на типографию и целлюлозно-бумажные комбинаты. А где брать на них деньги? Есть две стратегии зарабатывания денег – работа на продаваемый тираж и получение денег от рекламы. К сожалению, времена журналистики, имеющей коммерческий успех в виде приносящих стабильные деньги больших тиражей, канули в лету. Печатное слово в нашем регионе потеряло и в силе и в цене. Причина проста – сегодня очень много альтернативных источников информации и чтобы конкурировать с ними, необходимо иметь просто выдающихся журналистов. Золотые перья, во-первых, должны иметь огромный кругозор, во-вторых, быть на порядок информированее своих читателей. И, в-третьих, владеть русским языком, настолько, чтобы сложные вещи точно объяснять простыми словами. Понятно, что человек, владеющий этими тремя вещами способен сделать карьеру не только в провинциальной печати, но и на ином подобном поприще. Стоимость гонораров на Ставрополье колеблется от 5 до 30 копеек за знак, поэтому у журналиста нет особых стимулов столь усердно работать над собою, чтобы до самых седин корпеть над рукописями не имея ясных жизненных перспектив. Следствием этого, является тот факт, что региональная журналистика имеет, как правило, женское лицо. Кстати, именно низкий уровень провинциальных журналистов является одним из факторов открытия региональных выпусков центральных изданий. Зачем морочить себе голову, если ваш головной издательский дом располагает прекрасными материалами. А свои страницы можно всегда забить новостями и рекламою. И все же еще встречаются мастера слова, способные своими статьями за короткий срок поднимать продаваемые тиражи на 20-30 %.
Совсем без журналистов вам, правда, не обойтись. Оплата творческого труда может осуществляться тремя способами. Первый - журналист в штате при выполнении творческого плана получает установленный оклад. Второй – оклад плюс гонорары. И наиболее распространенный – сотрудничество с внештатными авторами, вы платите за каждый материал в соответствии с установленными размерами гонораров, будь это фотография, статья или кроссворд.
Реклама двигатель печати
Раз слово особых дивидендов издателю не приносит, а печать выливается в сплошные расходы, то у него остается один выход – реклама. Без рекламы сегодня не выживет ни одно новое издание. Так что рекламный отдел в вашем издании должен стать главным. Чтобы привлечь рекламодателей вы должны им предложить две «конфетки»: либо целевую аудиторию (к примеру, тот же журнал «Агростарт») либо огромный тираж, а еще лучше две эти «сладости» вместе, чтобы ваши клиенты не могли даже отказаться от ваших предложений. Сегодня и большой тираж, и целевая аудитория нового издания обеспечиваются очень часто за счет бесплатного распространения издания. К примеру, в Ставрополе издается два бесплатных рекламно-информационных еженедельника с тиражами более 50.000 тысяч, а скоро появится и третье. И все полны рекламой, которую дополняют программа телепередач, кроссворды и местные новости. Эти издания бесплатно распространяются по почтовым ящикам горожан. А если ваш читатель – специалисты определенной сферы, то вам следует организовать доставку по их офисам, как делают большинство издателей.
Размещая рекламу на страницах собственного издания, не стоит забывать рекламировать и себя, чтобы не затеряться в море информации. Комплекс подобных мер называется продвижением. Вы можете создать сайт в Интернете, поставить рекламный щит в людном месте, проводить всевозможные конкурсы, выступать в роли информационного спонсора разных мероприятий и т.д.. При этом вы должны помнить главное – имя вашего издание должно быть узнаваемо потенциальными рекламодателями и читателями, чтобы они всегда выбирали именно вас, неважно при покупке, чтении или размещении рекламы.
Совсем отказываться от реализации тиража через розничную сеть и проведении подписки тоже не следует. Если издание полезное и интересное, то его будут обязательно покупать. Каналов продажи несколько – почтовые отделения, сеть киосков «Союзпечать» и других частных распространителей, в конце концов, бабушки на рынках, торгующие прессой. А можно, как показывает практика, успешно организовать и собственную торговую сеть, реализующую не только ваше издание, но и другую прессу. Рентабельность этого бизнеса составляет 20-30% в месяц, вот только объемы на одну торговую точку ограничены конкретными условиями, начиная от населенного пункта в котором она находится и заканчивая режимом ее работы. Но это уже тема для другой статьи.
4 коммент.:
Отличная статья, давно собирал материал об этом бизнесе, ничего толкового не попадалось, а тут как раз, что называется, информация из первых рук.
Да все написано от души.
У автора есть опыт удачных "бумажных" проектов?
ДАВАЙТЕ ПОДУМАЕМ ЕЩЕ ОДИН РАЗ.
И ПРИМЕМ РЕШЕНИЕ.
И я и вы знаем много людей, которые много говорят о бизнесе, о деньгах, о том чтобы они сделали если бы заработали много денег. Эти разговоры так и остаются разговорами. Нужно действовать.
Отправить комментарий